«Дон Кихот» самарской хирургии: как наследие Георгия Ратнера живет и продолжает спасать людей
Имя врача-новатора Георгия Ратнера хорошо знакомо многим самарцам. Среди горожан — сотни людей, спасенных им и получивших второе рождение. В числе талантливых хирургов, практикующих в Самаре и других городах страны, — десятки его учеников, пришедших в профессию под его руководством. Наследие Георгия Львовича — плеяда пациентов и последователей, научные разработки, изобретения, книги и монографии — все это живо и деятельно по сей день. Многие его достижения сегодня использует современная медицина. Выдающегося доктора, основателя куйбышевской школы сосудистой хирургии, которого коллеги в шутку называли Дон Кихотом, мы вспоминаем сегодня, 1 сентября, в день его столетия.
«Хитроумный идальго» уральский
Георгий Ратнер приехал в Куйбышев в 1962 году из Челябинска. 39-летнего хирурга избрали по конкурсу на должность заведующего кафедрой факультетской хирургии Куйбышевского медицинского института. К тому времени он уже был известен в профессиональной среде и защитил докторскую диссертацию по теме «Сравнительная оценка и применение комбинированного сосудистого протеза».
За плечами молодого врача было руководство отделением грудной и сердечно-сосудистой хирургии в Челябинском медицинском институте, где он осваивал восстановительные операции на кровеносных сосудах, изучал технологии протезирования сосудов. Тогда это было абсолютно новаторское направление в отечественной медицине.
Выпускник Свердловского медицинского института и ученик профессора Аркадия Лидского, он был сосредоточен на изучении грудной и сердечно-сосудистой хирургии. Участвовал в разработке барокамеры повышенного давления и новых моделей аппаратов искусственного кровообращения. Ратнер много практиковал в городской больнице Комсомольска-на-Амуре, где вскоре возглавил хирургическое отделение. Десятки успешных операций помогли ему «набить» руку и предопределить научную работу. Поэтому в Куйбышев врач приехал с огромным багажом не только опыта, но и планов.
В город на Волге уралец взял на счастье еще и свой талисман. Как вспоминает его ученик Алексей Вачев, который сегодня продолжает дело своего учителя — возглавляет кафедру и клинику факультетской хирургии СамГМУ, Георгий Ратнер привез в Куйбышев своего любимого литературного персонажа — главного героя романа Мигеля де Сервантеса. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский с самого начала его работы в вузе находился в его кабинете. Странствующий рыцарь делил с ним рабочее место почти 40 лет — институтской кафедрой Георгий Львович бессменно руководил до конца своей жизни.
— Статуэтку Дон Кихота каслинского литья подарили ему челябинские врачи, провожая его в Куйбышев. Как напоминание о родном городе и коллегах, она ему была дорога, — рассказал Алексей Вачев. — По прошествии времени стало понятно, что такой подарок не случаен. Его действительно можно назвать Дон Кихотом своего времени. Это человек, который всегда прямо шел к своей цели, всегда отстаивал свои убеждения. Он понимал, что бороться с ветряными мельницами бессмысленно, но тем не менее иногда не мог от этого удержаться.
Надо сказать, что, как настоящий идальго, он получил свой особый статус по наследству. Он родился в семье известного хирурга, потомственного врача Льва Моисеевича Ратнера. Мама его была медсестрой. Но Георгий не сразу пришел в медицину. В 1940 году он поступил в Московский энергетический институт на факультет автоматики и телемеханики. Правда, изучением технических наук занимался всего один год (хотя даже такой непродолжительный срок отразился на его пристрастии к инженерному изобретательству в медицине). А своему упорству в профессии он был обязан фронтовому прошлому.
Из огня войны в полымя профессии
После мобилизации в 1941 году Георгий Ратнер попал сначала в Крым, а потом был направлен в Одесское артиллерийское училище, по окончании которого оказался на фронте в качестве офицера-артиллериста разведки. Сражался он отчаянно, не прячась за спины товарищей, всегда был на переднем крае. Получил четыре ранения, в том числе в грудную клетку. Травмированной оказалась и правая кисть.
Ратнер лежал в госпиталях и по состоянию здоровья был демобилизован. Закончил войну в 1944 году в качестве командира разведывательного взвода. Своими боевыми наградами — четырьмя орденами и семью медалями — он очень дорожил. В числе самых памятных — ордена Отечественной войны I и II степеней, орден Красной Звезды.
В 21 год Георгий снова встал перед выбором профессии и жизненного пути, ведь травма кисти не позволяла готовить чертежи. После тяжелого ранения в груди и спасения военными врачами он задумался о медицине. Начав учиться в медицинском институте, увлекся хирургией настолько, что решил посвятить ей жизнь. Даже скованная правая кисть, висевшая после ранения как плеть, не стала помехой в этом стремлении. Ее он разрабатывал несколько лет и привел в рабочее состояние, чтобы потом стать блестящим хирургом и спасти сотни людей.
В своих операциях Георгий Ратнер был новатором, старался всегда совмещать практику и науку, осваивая новые технологии. По словам Алексея Вачева, он был вдумчивым хирургом, впитал лучшие принципы российской хирургии, которые завещал Николай Пирогов.
— Перед сложной операцией мы все участвовали в разборе пациента. Каждый высказывал свою точку зрения. Георгий Львович все это суммировал, — поделился врач. — Мы должны были четко представлять, какие функции мы улучшим, выполнив операцию, как долго будет длиться период реабилитации. Он придавал огромное значение функциональному направлению хирургии, а сегодня это является мировым трендом — специалисты оценивают качество жизни в послеоперационный период. Мы этим занимались уже в те годы. Ратнер это требовал. Во время операций он был решительным и не боялся рисковать, проявляя недюжинное мастерство.
Под руководством Георгия Ратнера почти 40 лет клиника вуза занималась развитием восстановительных операций на сосудах и хирургии сердца, создавала аппаратуру искусственного кровообращения и электростимуляции органов и тканей.
Как сказал ректор СамГМУ, заведующий кафедрой оперативной хирургии и клинической анатомии Александр Колсанов, многие его научные разработки воплотились в изделия и дошли до пациентов.
— Георгий Львович явился основоположником ряда направлений не только в нашем регионе, но и в стране, в том числе кардиохирургии, торакальной хирургии, хирургии пищевода и других. Он принимал активное участие в изучении искусственного кровообращения и гипербарической оксигенации (метода насыщения пациента кислородом под высоким давлением в барокамерах). В этих направлениях он курировал создание медицинских изделий, разрабатывал инженерные решения, — отметил Александр Колсанов.
На изучение гипербарической оксигенации Георгий Ратнер потратил несколько лет. Он провел подробные исследования этого метода, отработал режимы давления в камере, изучил изменения, которые происходят в организме при таком воздействии, и как человек себя чувствует спустя какое-то время после сеанса. Как говорят его коллеги, Георгий Львович не был сторонником быстрых выводов. Только после семи лет опытов он написал монографию, посвященную методу насыщения пациента кислородом под высоким давлением. Эту научную работу признали лучшей книгой по медицине 1971 года.
В целом врач-новатор написал более 250 научных работ, многие из которых опубликованы в иностранных медицинских изданиях. Он — автор 12 изобретений, одно из которых в 1980 году было удостоено золотой медали ВДНХ. Самарский врач был удостоен и зарубежных наград. Так, за цикл работ по хирургии кровеносных сосудов Георгий Львович награжден большой серебряной медалью Кембриджа.
Автор 15 книг и десять монографий, профессор Ратнер никогда не был кабинетным ученым. В течение долгих лет научной работы он регулярно вставал к операционному столу и выполнял сложные операции. Сам он считал, что его хирургические заслуги забудутся, а книги останутся. Однако время показало, что ничего из его наследия не забылось и чтимо до сих пор.
Научная школа Ратнера
Георгий Ратнер был талантливым наставником. Всегда делился своим опытом с другими, поэтому у него так много учеников. Целая плеяда хирургов, ученых, исследователей. Он работал и преподавал не только в отечественных вузах, но и в клиниках Франции, Швеции, Голландии, Америки.
Школа Георгия Ратнера — 33 доктора и 91 кандидат наук, более ста практикующих хирургов. Среди его последователей немало профессоров. Его ученики возглавляют кафедры в двадцати медицинских вузах нашей страны.
С момента основания в нашем городе кардиологической больницы в 1976 году в ней работали его воспитанники. Имя одного из них — кардиохирурга Виктора Полякова — сегодня носит региональный кардиологический диспансер. После начала работы кардиологического отделения Георгий Львович первые три года часто помогал своим коллегам делать сложные операции.
Сегодня дело доктора Ратнера живо, его продолжают многочисленные ученики и последователи.
— В медицинских вузах чтят традиции. На кафедре факультетской хирургии нашего университета изучают труды Георгия Львовича, его технологии и техники, — сказал Александр Колсанов. — Понятно, что прогресс шагнул дальше, но он же строится на каком-то фундаменте. На кафедре — фотография его. Студенческий кружок проходит под эгидой воспоминания о нем. Он всегда любил молодежь, и она отвечала ему взаимностью.
Оратор, писатель, юморист
Гениальный врач гениален во всем. По словам коллег, он был талантливым и незаурядным человеком. Например, со своей собакой разговаривал только на английском языке, был великолепным оратором, на лекциях которого был аншлаг, обладал великолепным чувством юмора, писал свои книги легким слогом, поэтому читать их всегда было интересно.
Георгий Ратнер — автор десятков афоризмов. Например, дураками рождаются, а глупцом бывает каждый. Или — всегда можно подобрать философию, которая оправдывала бы твою жизнь и поступки. Человек, который думает, что ему уже нечего терять, всегда ошибается. Прислушивайся к своему организму, но больших поблажек ему не давай. Потерял деньги — жалко, потерял время — досадно, потерял здоровье — безнадёжно.
Георгия Ратнера не стало в ноябре 2001 года. В 2006-м Тринадцатый проезд в Самаре назвали его именем, а в 2007-м на доме по адресу Волжский проспект, 33а открыли мемориальную доску с такой надписью: «В этом доме с 1963 года по 2001 год жил почётный гражданин Самары, заведующий кафедрой факультетской хирургии СамГМУ, заслуженный деятель науки РФ, профессор Георгий Львович Ратнер».
В этом году ученому-хирургу его коллеги посвятят шестой российский конгресс аортальной хирургии, который пройдет в сентябре в СамГМУ. Надо сказать, что этот конгресс был организован учеником Ратнера — академиком РАН, кардиохирургом Юрием Беловым.