Снижение потребительского спроса в России стало крупнейшим после кризиса 2014 года
В России в 2022 году спрос на потребительские товары сократился на 3,4%, что стало крупнейшим показателем со времен кризиса 2014-2015 годов. Об этом пишет РБК.
В публикации отметили, что по итогам прошлого года номинальный рост рынка товаров повседневного спроса составил 13,6%. Однако продажи росли лишь за счет инфляции, вклад которой составил 17%. Вклад реального потребления был отрицательным и составил -3,4%. Это значение стало максимальным с 2015 года, когда оно было на уровне -1,5%.
Исследователи указали, что снижение продаж произошло из-за понижения реальных доходов населения, а также сокращения численности населения. Этот тренд прослеживался в течение 11 месяцев прошлого года, кроме марта, когда произошел резкий скачок спроса на фоне новостей об уходе западных компаний с российского рынка. Среди самых крупных игроков, покинувших Россию, стали Coca-Cola, P&G, Henkel, Ikea, Inditex (сети Zara, Oysho, Massimo Dutti) и другие.
Эксперты рынка сошлись во мнении, что россияне стали чаще экономить, переходя на необходимые товары. В частности, в четвертом квартале потребители стали покупать не только меньше товаров первой необходимости, но и также еды.