В школе № 154 детей знакомят с культурой и обычаями народов Поволжья
Как правильно встречать Масленицу, почему первый блин принято отдавать птичкам и чем банченые веники отличаются от банных? Ответы на эти и другие вопросы узнали учащиеся школы №154, где реализуется проект «Традиции — в моду», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив. В рамках этой программы ребята знакомятся с культурой и обычаями народов Поволжья, учатся готовить национальные блюда и общаются с людьми, для которых верность традициям — не пустые слова.
Сначала были бабушки
— Проект «Традиции — в моду» рассчитан на три месяца, в феврале он уже заканчивается, — прокомментировала руководитель НКО «Добрая традиция» и проекта «Традиции — в моду», преподаватель технологии школы №154 Лариса Сенатова. -Еженедельно у нас проходит несколько мероприятий для ребят из разных классов. Мы знакомим их с традициями разных народов и вместе рассуждаем о том, какое применение они находят сегодня, то есть являются ли «модными». Стараемся переосмыслить их в современном ключе. Речь идет и о национальных блюдах, и об элементах народных костюмов в повседневной одежде, и о семейных ценностях — уважении к старшим, верности, внимании к ближнему.
— Проект «Традиции — в моду» стал продолжением проекта «Все начинается с бабушки», который наша команда реализовала в прошлом году, — рассказала доктор исторических наук, методист проекта Наиля Тагирова. -Но если первый был направлен на старшее поколение, то целевая аудитория второго — это школьники. Суть же его осталась прежней — знакомство с традициями народов, населяющих Самарскую губернию.
Песни на мордовском
Каждую встречу в рамках проекта условно можно разделить на две составляющие. К ребятам приходят представители разных диаспор. Обычно беседа начинается с национального костюма: из каких элементов он состоит, что означают цвета и символы, почему нужно было покрывать голову… Идет ненавязчивый разговор о традициях, которые проявляются в одежде и внешнем виде.
Продолжиться мероприятие может по-разному. Например, представители мордовского культурного центра «Масторава» принесли распечатки текста песни «Солнечный круг» на своем национальном языке и предложили всем вместе ее исполнить. Еще ребятам запомнилось выступление девушки, которая играла на гуслях и потом рассказывала историю этого русского народного инструмента.
— Мы говорим о традиционных элементах национальных культур в одежде, но также уделяем внимание языку, музыке, обычаям разных народов, — пояснила Наиля Тагирова.