Родители погибшего ребенка в Тольятти почти 20 лет добивались справедливости в судах
Все началось осенью 2005 года в микрорайоне Жигулевское море, что в Комсомольском районе города Тольятти. Бойкий шестилетний мальчишка отправился гулять и увидел прямо на детской площадке рядом с домом свежевырытую траншею. Любопытство взяло верх, и ребенок спустился в канаву. Поблизости полным ходом шла реконструкция старого ангара - на его фундаменте строили новый детский спортивный комплекс «Гранит». Для него и планировалось уложить трубопровод. Ни забора, ни предупреждающих знаков, ни рабочих поблизости не было.
При проведении строительных работ на песчаном грунте с грубым нарушением техники безопасности произошел внезапный обвал стен траншеи и засыпал ребенка. Более 15 минут потребовалось, чтобы найти место и извлечь его из песчаной ловушки. Увы, реанимационные действия в Тольяттинской городской детской клинической больнице не помогли спасти жизнь мальчика. С этого момента для его родителей началась нескончаемая череда событий, которую впору охарактеризовать как противостояние целому миру.
Игорь Киселев вспоминает, что при тотальном бездействии прокуратуры первым делом строительная организация, возводившая объект, предприняла все меры, чтобы откреститься от ЧП и себя никак не запятнать. Кстати, этот подрядчик и сегодня строит различные объекты в Самарской области. Его слоган «Строим новую жизнь» уже сам по себе выглядит издевательством для людей, рассказавших эту историю.
Прошло больше года после происшествия, повлекшего смерть несовершеннолетнего, до момента, когда приговором суда два человека были признаны виновными в нарушении правил при производстве строительных работ. Упоминалось тогда в решении суда и то, что ряд нарушений допустил департамент по строительству и архитектуре мэрии, а также субподрядчик, рабочие которого, собственно, выкопали злополучную траншею.
альнейшие хождения по инстанциям оставили у отца и матери погибшего мальчика тягостные ощущения. Ни сотрудники органов следствия, ни работники судов, ни прокурорские работники, ни даже адвокаты не отнеслись к сложившейся ситуации в полной степени ответственно. Расследование по данному случаю, по словам потерпевших, было предвзятое и однобокое. «Повсюду чувствовалось, что мы лишние, что наше дело сильно тяготит, и от нас хотят избавиться», - рассказал отец ребенка.
По словам пострадавшей семейной пары, один адвокат сменял другого, и каждый в разной степени настраивал на положительный исход дела, но затем исчезал под тем или иным предлогом.
Судом обвиняемым был назначен 1 год колонии-поселения, но оба фигуранта уголовного дела о гибели мальчика, отбыв полгода, освободились по УДО. Между тем, статья 216 УК РФ по данному нарушению предусматривает до 5 лет лишения свободы. Убитые горем родители продолжали писать письма и обращаться в различные инстанции. Они и сейчас в 2024 году остаются при своем мнении, что дело о гибели их ребенка, возникло вовсе не на почве рядовой халатности двух рабочих. Было еще попустительство со стороны конкретных лиц, ответственных за контроль соблюдения норм и правил строительства.
Дело сопровождалось крайне поверхностным расследованием, нежеланием судей тщательно исследовать все доводы, отсутствием должного профессионального рвения адвокатов и рядом других событий полукриминального характера, поскольку фигурировали в разной степени и весьма известные в Тольятти чины от прокуратуры и судов. Немудрено, что оставалось совершенно оправданное первоначальное желание наказать каждого из людей, чья халатность привела к гибели сына, а не только тех, кого «назначили» быть виновными в этой ситуации.
Когда прошло более 15 лет и по рекомендации знакомых с делом знакомился адвокат Евгений Архангельский, единственным, что вселяло уверенность - какая-то точка в деле должна быть поставлена - была одна лишь неугасимая надежда наших собеседников на то, что справедливость восторжествует.
Довелось родителям мальчика услышать в судах со стороны ответчиков упреки в стяжательстве. Вообще, много других нелицеприятных вещей прозвучало и произошло в течение столь продолжительного времени. Словом, когда 15 декабря 2022 года в Автозаводском районном суде судьей Воронковой было вынесено положительное решение на 12 листах о виновности строительной организации «Стронж» и администрации Тольятти, в это долго никто не мог поверить. К слову, юристы администрации даже не сочли нужным хоть как-то участвовать в судебных заседаниях.
Указанное судебное решение было обжаловано в ущерб потерпевшей стороне. Однако закаленные долгими годами общения с судебной системой люди не сдались и здесь. В результате Шестой кассационный суд в Самаре сначала отменил решение предыдущей инстанции, а затем 16 января 2024 года уже решение в пользу потерпевших было оставлено в силе при повторном рассмотрении апелляционной инстанцией.
Заканчивая наш рассказ, отметим еще раз, что все время с 2005 года люди, которые поделились своей историей, боролись за справедливость. Им было важно, чтобы хоть что-то изменилось в корне, чтобы не допускали впредь в городе таких нарушений при проведении строительных работ, когда существует хотя бы минимальный риск гибели человека, чтобы органы следствия брались за уголовное дело и не ограничивались бы работой «для галочки», а суды хоть чуть внимательнее относились к тем, кто обращается со своей болью.
Андрей Серегин, фото автора