Состоялось заседание комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции
Участники заседания обсудили меры, направленные на недопущение поступления некачественной и фальсифицированной пищевой продукции на потребительский рынок, поставки такой продукции в государственные и муниципальные учреждения региона, меры пресечения при незаконной торговле в интернете.
Врио руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Евгений Сорокин рассказал, что в рамках мониторинга безопасности пищевой продукции в 2023 году было исследовано 19 769 проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, и только 2,2 % из них не отвечали требованиям нормативно-правовых документов. Это соответствует среднему уровню последних пяти-семи лет.
Роспотребнадзор исследует продукты питания по химическим, микробиологическим, физическим показателям. Наличие в продуктах веществ, способных оказать вредное воздействие на организм, — приоритетное направление проверок. Здесь доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, является минимальной и колеблется от 0,5 до 1,5 %. Пестицидов в пищевых продуктах в прошлом году эпидемиологи региона не выявили ни в одной из проб, нитраты — в 9 случаях.
В 2023 году по сравнению с 2022-м снизилась доля проб продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям по микробиологическим показателям безопасности в следующих группах: «кондитерские изделия» на 1,06 %, «безалкогольные напитки» на 4,52 %, «алкогольная продукция» на 2,43 %, «мукомольно-крупяные изделия» на 9,4 %. Примерно на уровне прошлого года осталась доля проб в группах продукции «мясо и мясные продукты», «молоко и молочные продукты», «рыба, нерыбные объекты промысла и продукты, выработанные из них».
Продукция, исследованная на антибиотики, паразитологические показатели, наличие компонентов генно-инженерно-модифицированных организмов, радиологические показатели, соответствовала установленным требованиям.
Одним из приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора является выявление на потребительском рынке пищевых продуктов с низкими потребительскими свойствами и фальсифицированных продуктов. В прошлом году такие нарушения были обнаружены в группах «мясо и мясные продукты», «молоко и молочная продукция», «вода, расфасованная в емкости».
В 2023 году не выявлялась продукция, не соответствующая установленным требованиям по физико-химическим показателям, в следующих группах: «птица, яйца и продукты их переработки», «консервы», «соки, нектары, сокосодержащие напитки».
Перечень производителей, в продукции которых выявлены несоответствия требованиям ведомства, размещен на сайте Роспотребнадзора.
Наталья Катина поручила членам комиссии проработать комплекс мер, которые повысят качество продукции, поставляемой в социальные учреждения различного назначения. Некоторые организации отдают это направление на аутсорсинг коммерческим предприятиям. И. о. председателя Правительства поручила усилить контроль за такими компаниями и найти механизмы, которые позволят исключить участие в поставках продуктов в соцучреждения недобросовестных организаций.
Хороший пример такого регулирования — спецсклад. Поставки продуктов питания в социальные учреждения осуществляются через оптово-распределительный центр, который аккумулирует заявки организаций и направляет их в адрес поставщиков. Качество поставляемой на склад продукции тщательно контролируется в лабораториях региональных управлений Роспотребнадзора и Россельхознадзора, а также в департаменте ветеринарии Самарской области.
Мария Карелина, руководитель Главного управления организации торгов, отметила, что в настоящее время участниками проекта являются 134 учреждения в 16 муниципальных образованиях области.
Участники заседания обсудили вопросы регулирования торговли промышленными и продовольственными товарами в сети Интернет. В 2023 году в Управление Роспотребнадзора по Самарской области поступило 7 605 обращений по вопросам нарушения прав потребителей, что на 13,8 % выше показателя 2022-го. Сотрудники ведомства связывают это с ростом активности покупателей на маркетплейсах. Жалобы потребителей связаны прежде всего с нарушением сроков доставки товаров, неисполнением обязательств по передаче заказа, несоответствием полученного потребителем товара заказанному, отказом в урегулировании спора о возврате некачественного товара, отказом в возврате денежных средств за товар ненадлежащего качества (в данном контексте часто упоминаются технически сложные товары). Сотрудники ведомства проводят проверки, помогают гражданам отстоять их права, помогают в составлении претензий и исковых заявлений в суд.