Без паники: как помочь родственникам после общения с телефонными мошенниками
Эксперты Минцифры и одного из сотовых операторов собрали пошаговую инструкцию.
Нужно немедленно позвонить в банки, где есть счета
Это должен сделать сам держатель счета, то есть пострадавший, но ему понадобятся ваши поддержка и подсказки. Необходимо немедленно связаться с информационным центром банка по номеру, указанному на официальном сайте или на обороте пластиковой карты, рассказать о случившемся, уточнить, какие именно данные сообщили мошенникам. Специалисты банка помогут разобраться в ситуации и проконсультируют о дальнейших действиях. Нередко они предлагают заблокировать счет и перевыпустить карту. Это неудобный, но самый действенный вариант сохранить сбережения.
Проверить "Госуслуги"
Пожилым людям всегда непросто пользоваться электронными сервисами, здесь пригодится ваш опыт. В течение первого часа с момента происшествия проверьте, доступен ли личный кабинет на "Госуслугах". Паспортные данные, сведения из водительского удостоверения и других документов жертвы открывают широкий простор для преступных маневров.
- Любые наши действия в интернете оставляют "цифровой след". В зоне риска - наши личные данные, которые являются целью мошенников. Поэтому при любой ситуации нужно соблюдать осторожность. А в случае с единым порталом госуслуг - использовать двухфакторную аутентификацию. Это обеспечит безопасность, в том числе тем клиентам, которые используют простые пароли, чьи учетные записи чаще других подвергаются вирусным атакам, - отметил врио заместителя председателя Правительства Самарской области - руководителя департамента информационных технологий и связи Самарской области Константин Пресняков.Если доступ в личный кабинет закрыт, вернуть его можно онлайн - на странице авторизации выберите "Восстановить", для дальнейших действий вам потребуется телефон или e-mail, номер одного из документов - паспорта, ИНН или СНИЛС родителя.
Если злоумышленники сменили номер или электронную почту в аккаунте, то восстанавливать доступ придется офлайн через центры обслуживания, указанные на сайте "Госуслуги". Если получится, съездите вместе, так всем будет спокойнее.
Замена SIM-карты
Дальше проверяем доступность номера телефона и личного кабинета у мобильного оператора. Наиболее популярные приемы, которые используют в таких случаях мошенники: замена SIM-карты и завершение ее срока действия, взлом личного кабинета, отключение услуг, утечка персональных данных, блокировка номера или продление срока действия договора. Если злоумышленники получили доступ к личному кабинету абонента, они попытаются оформить виртуальные SIM-карты (eSIM), цифровую подпись или привязать номер к счетам в финансовых организациях, в том числе в банках.
Представитель сотового оператора Алексей Сидоров сообщил, что сотрудники никогда не запрашивают коды из SMS-сообщений для входа в личный кабинет.
- Как оператор мобильной связи, мы делаем все возможное, чтобы защитить данные своих клиентов, но, к сожалению, абоненты иногда теряют бдительность и сообщают коды злоумышленникам.По его словам, в таких случаях необходимо незамедлительно обратиться на горячую линию оператора, чтобы сбросить доступы в личный кабинет для всех устройств и при необходимости заблокировать номер. После блокировки номера владелец с паспортом может произвести замену SIM-карты в ближайшем салоне связи.
После этого стоит обратиться с заявлением в полицию, где важно подробно описать действия мошенников. Это можно сделать лично - в ближайшем отделении полиции, а также онлайн - на сайте МВД в разделе "Обращения". Срок рассмотрения электронных сообщений может доходить до 3 дней, поэтому лучше выбрать первый вариант.
Чем больше пройдет времени, тем сложнее будет найти преступника или доказать потом, что пострадавший не брал на себя кредиты.
Все вышеперечисленное желательно сделать в один день. Кроме того, эксперты рекомендуют отправить запрос в центральный каталог кредитных историй через официальный сайт Центрального банка Российской Федерации или на едином портале государственных услуг. Здесь вы сможете узнать, где хранится информация о кредитах и займах пострадавшего, и проверить наличие каких-либо "чужих" долгов.
Вы имеете право бесплатно запросить данные в каждом бюро кредитных историй дважды в год, всего таких бюро в России шесть - все они включены в реестр Банка России, опубликованный на сайте регулятора.
В Волго-Вятском ГУ Банка России поясняют, что информацию о заемщике кредитор отправляет в бюро кредитных историй не позднее 3 рабочих дней со дня, когда совершено действие, а уже с 1 июля 2024 года этот срок сократится до 2 дней. БКИ обновляют кредитную историю в течение одного рабочего дня после получения информации, с момента последнего обновления она хранится 7 лет.
Если злоумышленники успели оформить кредит или заем - направьте в финансовую организацию, где он оформлен, заявление о том, что пострадавший этого не делал. Также доказать, что вы не получали деньги по кредиту, помогут выписки с ваших счетов в банках о том, что на них средства не поступали. К заявлению стоит приложить талон-уведомление из полиции. Если банк или МФО откажутся помочь в решении спора, обратитесь с жалобой в Банк России.
На днях министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев озвучил статистику: жертвами мошенников в 2023 году стали более полумиллиона россиян. Все мобильные операторы присоединились к системе "Антифрод" главного радиочастотного центра (ГРЧЦ, входит в структуру Роскомнадзора).
Представители одной из сотовых компаний отмечают, что ежедневно с помощью верификации удается предотвратить 5-6 млн мошеннических атак, но злоумышленники изобретательны, используют звонки в мессенджерах, следят за текущими событиями и применяют новейшие цифровые технологии. Они обманывают своих жертв, предлагая "защиту" или "улучшение" качества жизни, например, часто предлагают понизить кредитный рейтинг, продлить контракт с мобильным оператором, избежать нового налога или сбора.
Какой бы оригинальный заход ни придумали преступники, их главная задача - ввести потенциальную жертву в ступор, вызвать страх, смятение и не дать посоветоваться с родственниками.
Родители часто чувствуют себя неудобно, когда их учат, а еще боятся помешать и побеспокоить. Важно донести им, что в любой непонятной ситуации можно и нужно смело класть трубку и звонить вам.