За что пассажиры поездов избегают 3 и 6 купе - что в купейном, что в плацкартном вагоне при поездке на юг и не только?

Из-за ограничений на авиаперелеты в южном направлении многие, кто раньше предпочитал самолеты, теперь вынуждены выбирать поезда. Это открывает для них мир железнодорожных путешествий с его специфическими особенностями.
Один из часто обсуждаемых моментов касается покупки билетов в третьем и шестом купе пассажирского вагона, а также на места с 9 по 12, с 21 по 24, 43, 44, 49 и 50 в плацкарте. Распространено мнение, что эти места лучше избегать. Однако, это утверждение требует уточнения. Причина такого предубеждения кроется в том, что окна в третьем и шестом купе обычно являются аварийными выходами и не имеют форточек для проветривания.
В современных вагонах, оснащенных системами кондиционирования, эта проблема не актуальна. Кондиционер обеспечивает комфортную температуру и циркуляцию воздуха при закрытых окнах. Отличить такие вагоны можно по пиктограмме в виде снежинки при покупке билета. В них принципиальной разницы между купе с форточками и без них нет.
Действительно, в некоторых старых вагонах, особенно на маршрутах, которые обслуживаются дополнительными (сезонными) поездами с номерами 151-298 (скорые) или 451-598 (обычные), кондиционеры могут отсутствовать. Такие составы часто формируются из вагонов, имеющихся в депо, и не все из них оборудованы современными системами климат-контроля. В этом случае, если другие пассажиры могут открыть окно для проветривания, то в аварийных купе без форточек может быть душно. Это особенно заметно в южных направлениях, где летом температура воздуха достаточно высока. Проблема касается не только сезонных маршрутов, но и некоторых круглогодичных поездов.
Эксперт по железнодорожным перевозкам, Владимир Каширин, отмечает, что современные технологии позволяют поддерживать комфортный микроклимат в вагонах без необходимости открывать окна. Он подчеркивает, что выбор места в поезде должен основываться в первую очередь на наличии кондиционирования, а не на типе окна. Также, Каширин советует избегать первого и последнего купе из-за близости к туалетам и дверям, что создает дополнительный шум и суету.
Ранее мы писали, что девушка по имени Лера 18 июля 2025 года описала свои впечатления о ночной поездке из Петербурга в Ярославль в Дзен-канале «Все о путешествиях». Она купила нижнюю боковушку в плацкарте. Ее сосед сверху постоянно слезал, наступал на постель, доставляя неудобства и шум. Проводник не смог решить проблему.