Многие пассажиры меня осуждают: беру билет на верхнюю полку и трижды в день спускаюсь покушать
— Меня зовут Андрей, и я тот самый пассажир, на которого всегда подозрительно косятся в вагонах поездов. Однако я убежден, что живу в правовом государстве, где использование своих прав – это абсолютно нормально. Для меня уже давно поездки на поездах стали неотъемлемой частью жизни. Только за последний год я побывал более чем в 30 поездках в купе, выработав собственный порядок действий: покупаю билеты только на верхнюю полку, а ем всегда внизу, – пишет читатель.
Казалось бы, такое поведение не должно вызывать вопросов, однако оно нередко становится причиной недовольства попутчиков. Причина проста: потому что я соблюдаю правила, но многим это почему-то не нравится.
Почему я выбираю верхнюю полку
Выбор верхней полки обусловлен несколькими факторами. Во-первых, стоимость билета ниже. Во-вторых, никто не будет занимать мою полку, когда я спускаюсь вниз. Наконец, это дает возможность полноценно отдохнуть в поездке.
Я имею полное право спускаться вниз трижды в сутки, чтобы принять пищу или размять ноги. Это прописано в правилах перевозчика. Когда я покупаю билет, я соглашаюсь с ними и ожидаю, что другие пассажиры сделают то же самое.
«Освободите ребенку место»
Обычно люди спокойно воспринимают, что я спускаюсь с верхней полки по расписанию приемов пищи. Однако иногда случались конфликты и неприятные ситуации, когда приходилось добиваться своего права через проводника.
Однажды летом, когда я находился в одном купе с женщиной и ее 5-летним ребенком, возникла небольшая ссора. Вечером я решил спуститься вниз и начал равкладывать на столе еду, чтобы поужинать. Женщина сразу отреагировала резко:
— Молодой человек, вы что считаете, что это ваша собственная кухня?
— Извините, я имею полное право здесь есть. Три раза в день – мое законное время.
– Вы же видите, что тут ребенок, ему нужно место!
– И что, я тоже пассажир и заплатил за билет, соблюдаю все правила. Если вы считаете, что я не прав, можете обратиться к проводнику.
Женщина сделала недовольное лицо, вышла и через минуту вернулась с проводником.
– Вот, он мешает ребенку! По какому праву, он спустился и сел на нашу полку?
– Простите, но пассажир с верхней полки действительно может спускаться три раза в день, чтобы поесть, – спокойно ответила проводница.
Женщина хмыкнула, но спорить не стала. Я с удовольствием поужинал и вернулся наверх.
«У нас тут рабочий процесс»
Еще одна история случилась осенью. В купе ехали мужчина в строгом костюме и женщина, похоже, его сотрудница. Оба были заняты работой в своих ноутбуками. Я отправился в поездку рано утром, проголодавшись, решил пойти перекусить. Тут мужчина бросил на меня недоуменный взгляд:
— Вы что, серъезно собираетесь тут есть?
— Ну да, ведь правилами разрешено принимать пищу три раза в день.
— Совсем некстати. Мы здесь работаем, а вы со своей едой.
На что я лишь спокойно ответил:
— Если вы возражаете, давайте спросим у проводника?
Естественно, проводница поддержала мою позицию:
— По новым правилам пассажиры верхних полок имеют полное право принимать пищу за столом трижды в сутки.
Мужчина больше ничего не произнес, однако весь оставшийся путь продолжал осуждающе смотреть на меня.
Правила существуют для всех
Подобные случаи натолкнули меня на размышления о причинах столь бурных реакций. Люди недовольны правилами, однако вместо обращения с жалобой в Минтранс либо Госдуму, они предпочитают скандалить прямо в вагоне с соседями по купе.
Для себя я давно установил простое правило: когда есть закон, я неукоснительно следую ему. Появится иной закон — я подумаю, как приспособиться. Пока действующие правила разрешают спокойно обедать трижды в сутки на нижней полке, именно так я и поступаю.
Между прочим, всего лишь полтора года этих правил не было. И тогда я очень редко спускался на нижнюю полку. Лишь по приглашению осторожно опускался вниз, иначе весь путь оставался на верхней полке.
«Не хочу вам мешать»
Ехал я однажды поездом от Москвы до Адлера. Со мной в купе оказалась влюбленная парочка и пожилой мужчина, бывший педагог. Верхняя полка была моя, внизу подо мной расположился этот старичок-преподаватель.
Проснувшись утром, я решил позавтракать прямо наверху, но тут услышал, как снизу постучали:
— Эй, парень, хочешь покушать? Спускайся сюда, место есть!
— Нет-нет, спасибо большое, не хочу вам мешать, — сказал я.
— Да брось, я сейчас пойду в вагон-ресторан. Кушайте спокойно!
Спустившись, я устроился за столом и быстро открыл принесенный контейнер с овсянкой и термос. После аккуратно прибрал за собой и поднялся обратно на свою полку.
За всю поездку никакого дискомфорта я не испытал. Попутчики были приветливые и воспитанные, а я, если честно, изначально планировал оставаться на своем месте, пока сами не предложат посидеть вместе.
Тогда действовал другой этикет, и считалось нормальным уважительно относиться к пространству другого человека, не претендуя на чужие места без приглашения. Сегодня, когда правилами разрешено свободно использовать общий столик, многое изменилось.
Мы порой забываем, что уважение к другому человеку – это не только проявление воспитанности, но и соблюдение общепринятых норм. Если мне неудобно, я ищу решение в рамках правил, а не стараюсь давить на окружающих.
Поэтому, если вдруг окажемся соседями по купе, заранее прошу не злиться на меня. Я обычный пассажир, просто жестко соблюдаю установленные правила. Может, вам лучше направить свою энергию на улучшение этих правил, а не на конфликт с тем, кто им следует.
