Как я «выжил» в узбекском поезде - история о трех днях в плацкарте
Устаревший состав и проблема с туалетами
Основная сложность заключается в том, что парк узбекских поездов до сих пор состоит в основном из старых советских вагонов. Их периодически ремонтируют, но ключевые неудобства это не устраняет. Например, в вагонах отсутствуют современные биотуалеты. Во время движения, на многочисленных "санитарных зонах", туалеты закрывают, делая их недоступными иногда на часы. В переполненном вагоне это создаёт серьёзные бытовые трудности.
Невыносимая жара и отсутствие душа
Вторым испытанием становится жара. Кондиционеры в вагоне либо отсутствуют, либо не работают. Единственным источником воздуха служат открытые форточки, но когда на улице +45°C, это почти не спасает. В моём купе окно и вовсе не открывалось, создавая эффект парника. В таких условиях остро чувствуется отсутствие душа. Большинство пассажиров им пренебрегали, что к концу пути сильно сказывалось на атмосфере в вагоне. Мне удалось решить проблему, пользуясь душевыми в гостиницах на крупных станциях, например, в Ургенче, где к русскому гостю отнеслись с особым радушием.
Назойливые торговцы и частые остановки
Особый колорит поездке придавали торговцы-челноки. Они сели в поезд ещё в Бухаре и до самой границы активно предлагали товары, от зарядок для телефонов до российских SIM-карт. Проводники не мешали этой деятельности, что намекает на общую договорённость. Самым ходовым товаром оказались ручные веера - в условиях духоты они пользовались высоким спросом.
Дополнительный дискомфорт создавали слишком частые и долгие остановки, особенно технические. Создавалось ощущение, что поезд больше стоит, чем едет. В эти моменты, без движения и сквозняка, жара в вагоне достигала пика.
Ночные пограничные формальности
Маршрут предполагает пересечение двух границ: Узбекистан-Казахстан и Казахстан-Россия, с четырьмя контрольными пунктами. Прохождение каждого занимает около двух часов, пока проверяют документы и багаж. Все эти процедуры пришлись на глубокую ночь, лишив пассажиров возможности нормально выспаться за все три дня пути.
Кто едет в этом поезде?
Примерно треть пассажиров составляли узбеки и казахи, следовавшие внутри региона. Остальные две трети - трудовые мигранты, направляющиеся на заработки в Россию. В моём купе ехали каменщики из Дагестана, которые планировали работать до глубокой осени.
В итоге поездка оставила двойственное впечатление. С одной стороны, это уникальный опыт и возможность увидеть жизнь изнутри. С другой - физически это было тяжело из-за духоты, неудобств и почти трёх суток в пути без нормального отдыха. Путешествие требует хорошей выносливости и готовности к спартанским условиям.
Источник: дзен-канал TrueStory Travel.
Ранее мы писали об одном из лучших поездов Таиланда, а также о необычной истории воровства в поезде.

