Художница Надежда Тузова, которая 20 лет не могла рисовать, раскрыла секреты мастерства
Лауреат городской премии «Признание-2018» в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство», лауреат именной премии губернатора Самарской области для людей с ограниченными возможностями здоровья в номинации «Литература и искусство», автор и участник множества выставок вплоть до федерального уровня, победитель всероссийских конкурсов. Все это о Надежде Тузовой, художнице, инвалиде детства, которая 20 лет не могла взяться за кисть из-за тяжелого заболевания, члене сызранской городской общественной организации СОО ВОИ. А сейчас ее яркими, добрыми картинами восхищаются не только в Сызрани. Надежда Тузова поделилась некоторыми секретами мастерства.
- Надежда Анатольевна, с какого возраста Вы начали писать? Какой была Ваша первая картина?
- Я училась в художественной школе, рисовала с подросткового возраста, но из-за болезни вернулась к этому занятию только после 40 лет, нарисовав по просьбе мамы картину «Отчий дом». Она дорога мне во всех отношениях. С этой картины началось мое возвращение к жизни. Написана она акварелью. Поначалу я работала только ей.
- Но сейчас Вы пишете в основном акрилом…
- Если просят, могу что-то сделать и акварелью, но с ней мне тяжело работать, масло аллергенно, и я остановилась на акриле, который также позволяет исправить ошибки в картине.
В этом году начала осваивать роспись на камнях. Работа с ними успокаивает, так я отдыхаю от всех и от всего. Мужа послала на речку, и он привез целое ведро камней. «Камни как камни, - говорит, - что ты в них увидела?». А я беру – вот сова, вот улитка, а вот и ящерка. С камнями работаю тоже акрилом.
А еще акрил хорошо подходит для абстракций. Мама их очень любила. Вот, например, «Мозаика». Каждый в ней видит что-то свое. Кто-то – бабочек, один сын – слона, другой - голову дракона, подруга - единорога. Если присмотреться, ты в этой картине всегда находишь разных животных: рыбки, ястреб, собака – все они как бы сменяют друг друга, их образы выплывают по очереди. Волшебная картина! Ее неоднократно хотели купить, но я не продаю, она очень нравилась маме, да и копии с абстракции не сделаешь, это не пейзаж.
- Знаем, что одна из Ваших картин находится в частной коллекции в Китае. Что это за картина, и как она там оказалась?
- Это картина «Рассвет на реке Уса». Я выставляла свои работы в прошлом году на празднике «Сызранский помидор». Их долго рассматривал приезжий китаец. Наконец на ломаном русском объяснил, что хочет сделать подарок маме и в виде именно этой картины. Как тут отказать? А вообще мои картины есть в городах всей России, начиная от Калининграда и далее на юг и восток.
- Насколько важно вдохновение для создания таких ярких и добрых картин?
- Иногда приходится заставлять себя рисовать. Но вдохновение важно и очень важно для создания настроения абстракций. Сейчас очень много мрачных, депрессивных картин, но этого в жизни и так хватает. Картины должны дарить позитивные эмоции, а люди - отдыхать душой, смотря на них.
Профессиональным художникам мои картины не нравятся (хотя «Мозаику» и оценили). Я неправильно рисую, не так вижу, не так мазки кладу. Но возьмите любого автора стихов - кто это одинаково со всеми пишет? Возьмите одни и те же ингредиенты для щей – все равно у каждого получится что-то свое. Да, я вижу по-своему, а кто-то иначе. В этом вся жизнь!
Мои картины - яркие, пусть и неправильно нарисованные - нравятся людям. Некоторые говорят, что даже выздоравливают от них. Есть бабушки, которые ходят на все мои выставки. Одна из них как-то выиграла картину. Теперь радуется. А подруга, когда не очень хорошо себя чувствует, приходит к ней в гости. Да и меня, когда я год сидела безвылазно в инвалидном кресле, спасло только творчество…
- Какую свою работу Вы считаете главной, или Вы ее еще не написали?
Есть картины, которые мне нравятся, а какие-то не нравятся. Большинство не нравятся. Постоянно пытаюсь что-то перерисовать. Одну картину спас папа, не дал «поправить», сам подрихтовал (шкуркой!) кустик сирени. Считаю, спас работу! Теперь не могу ее иначе представить.
Говорят, что лучше всего у меня получается зима. Но все же любимой картины нет. Близки и дороги первые – написанные еще акварелью, и, конечно, «Отчий дом».
Александра Эста, «Сызранские вести»