переменная облачность+4°CСамара
$$ 78.59 -0.37
Доллар на 27.11
91.50 +0.53
Евро на 27.11

«Я больше не могу об этом молчать»: откровение проводницы, которая 15 лет видит то, о чем молчит телевизор

19 сентября, 18:07
Садясь в поезд, отложите телефон и обратите внимание на окружающих вас людей.
«Я больше не могу об этом молчать»: откровение проводницы, которая 15 лет видит то, о чем молчит телевизор

Вообразите поезд, который движется по рельсам словно гигантский микроскоп, позволяющий заглянуть не внутрь клеток, а прямо в души людей. Уже больше пятнадцати лет я смотрю в этот оптический прибор, наблюдая жизнь пассажиров вагона-плацкарта, моего рабочего кабинета, пересекающего страну от сверкающих столичных проспектов до глухих уголков Дальнего Востока.

Нет тут постановочных сцен и выдуманных сюжетов, лишь подлинная, обнаженная реальность. Если хочешь действительно узнать Россию, тебе предстоит прокатиться в плацкарте хотя бы десять тысяч километров. Именно там, под мерный перестук колес, страна сбрасывает свою искусственную оболочку и открывает свое истинное лицо — усталое, доброе, отчаянное и одновременно невероятно стойкое.

Социология на колесах: от центра до окраины

Различия между купейным и плацкартным вагоном заключаются вовсе не в уровне удобства. Это две параллельные реальности, сосуществующие внутри одной страны. В купе путешествуют герои телевизионных репортажей — мужчины в строгих костюмах, ведущие беседы об ипотеке и корпоративных успехах. А перейди в следующий вагон, и ты погрузишься совершенно в другой мир.

Здесь едет народ, для которого поездка в плацкарте — целое событие. Они везут в плетенных сумках не туристические подарки, а товары для продажи — рыба горячего копчения, самодельные шерстяные носки, контрабандные белорусские сигареты. Поезд Москва-Владивосток — настоящая индикаторная бумага благополучия: с каждой пройденной тысячью километров достаток исчезает на глазах, а вера в лучшее все слабее.

История за каждой шторкой: кандидаты наук и «алкогольные туристы»

Эти спальные места давно превратились для меня в страницы настоящей народной энциклопедии живых судеб. Вот, прижавшись к окну, сидит Надежда Михайловна, семидесяти трех лет, кандидат физмат-наук. Всю дорогу от Читы до Москвы она вяжет носки, которые потом продает по сотне рублей пара. На прямой вопрос «почему?», спокойно объясняет: пенсии в двадцать две тысячи недостаточно даже на внучонка-студента. «Государству я не интересна, а жить надо дальше».

И есть еще одна категория пассажиров — так называемые «алкотуристы», явление, неизвестное обычным гидам. Эти люди отправляются в путешествие через несколько регионов, чтобы приобрести алкоголь на пятьдесят рублей дешевле, покупая его целыми ящиками для последующей перепродажи. Один такой пассажир получил серьезную травму позвоночника, упав с верхней полки. Ждем скорой помощи, слушаем его историю сквозь слезы: производство закрылось, на работу охранником не взяли — возраст не позволяет. У него трое детей, супруга работает сразу на двух работах. «Возить водку — это единственный способ прокормиться».

За закрытыми дверями вагонов: что скрывает РЖД

Тяжелее всего в моей профессии оказалось вовсе не общение с буйными пассажирами или недовольством последних. Настоящая беда кроется в смертях. За пятнадцать лет работы мой вагон стал последним приютом для одиннадцати человек. Сердечные приступы, инсульты, наркотики... Но страшнее другое — пассажиры, покупающие билеты специально, чтобы тихо уйти вдали от родных мест, не доставляя близким проблем. Для сотрудников железной дороги существует неписаный порядок действий в таких ситуациях, однако ни о какой поддержке психологического характера речь не идет. Приходится справляться самостоятельно.

Луч надежды посреди тьмы: почему я продолжаю работу

Несмотря на ежедневное соприкосновение с человеческой болью и несправедливостью, я остаюсь на своем месте. Прежде всего, потому что для жителей отдаленных уголков страны поезд становится единственной нитью, соединяющей их с внешним миром. Без нас они окажутся отрезанными навсегда.

Кроме того, несмотря на окружающую безнадежность, порой возникают проблески доброты и сострадания. Например, столичный хирург, который ежемесячно отправляется добровольцем в деревушку Вологодской области, оперируя местных жителей безвозмездно. Или школьная учительница из Красноярского края, откладывающая деньги целый год, лишь бы показать детям маленькие радости мира вне привычных деревень: «Им ведь больше нечего увидеть».

Итог: страна, которую мы не знаем

В следующий раз, садясь в поезд, отложите телефон и обратите внимание на окружающих вас людей. Они — живой портрет России, со всей ее тяжестью, мужеством и неизменной верой в лучшее будущее. Может быть, если однажды начнем воспринимать друг друга не фоном, а людьми с общими чаяниями и переживаниями, мир станет чуть лучше?

А я буду дальше вести поезда туда-сюда, наблюдая сквозь окна мелькающие пейзажи лесов, полей и человеческих судеб. Любить свою родную землю такой, какая она есть — суровую, бескрайнюю, загадочную. Ведь другой нам не дано.

По материалам Дзен-канала "Путешествуя на диване".

Нет комментариев. Ваш будет первым!