Новые вагоны удивили пассажиров: к столику больше не сядешь
На деле же правила вряд ли будут кардинально меняться, хотя обладатели верхних полок действительно получат больше удобств: можно будет выбирать, где завтракать - наверху или у нижнего столика.
Сам факт наличия столиков для пассажиров верхних полок не нов: такие решения уже применяются в модернизированных плацкартных и купейных вагонах.
Поначалу новинка вызывала скепсис - казалось, что предметы с верхнего столика могут падать и причинять неудобства пассажирам снизу. Но практика показала обратное: столики оборудовали высокими бортиками, превращая их в своего рода «корытца». Даже если пролить воду, всё останется на месте.
Что представляют собой новые вагоны
В конце 2024 года РЖД показали первый купейный вагон габарита Т. Вагоны увеличенных размеров обсуждались в России несколько лет. Ранее уже демонстрировали плацкартный вариант, который в серию не пошёл, а теперь очередь дошла до купе. Такие вагоны вскоре станут массовыми.
По сравнению с популярным габаритом 1-ВМ, вагон Т длиннее на 73 см и шире на 28 см. Проход по салону расширен на 9 см, а спальные места - на 15 см.
Рост размеров позволил добавить одно дополнительное купе, увеличив вместимость с 36 до 40 пассажиров. Производство организует Тверской вагоностроительный завод, а глава РЖД ещё в начале 2024 года презентовал проект президенту, так что отменить его вряд ли получится.
Ещё в 2020 году в плацкартном прототипе появились откидные столики на верхних полках, хотя они были менее удобными, чем современные «корытца». Сейчас подобные столики внедрили и в новые купейные вагоны. Насколько они безопасны - покажет практика.
Возможные конфликты
Читатели предполагают, что новинка может изменить привычный порядок пользования местами. «Вниз теперь вообще не пустят», - написал один из подписчиков, Андрей.
Ранее Минтранс урегулировал споры между пассажирами верхних и нижних полок: верхние имеют право пользоваться столиком трижды в день - на завтрак, обед и ужин. Если договориться не получается, пассажир верхней полки должен обратиться к проводнику для урегулирования ситуации.
На практике большинство пассажиров договариваются самостоятельно, но новые правила иногда провоцируют конфликты. Проводники отмечают, что таких случаев стало больше - пассажиры сверху стали активнее пользоваться «законным» правом, что расстраивает пассажиров снизу, особенно когда те заплатили дороже. Это также создает неудобства для людей с детьми и пожилых пассажиров, особенно на боковых местах плацкартных вагонов.
Будут ли изменены правила
Широкое распространение верхних столиков теоретически может повлечь корректировку правил. Примером служит практика с размещением ручной клади: раньше нижняя полка имела преимущество для багажа, верхняя - своё место. После появления вагонов без верхних полок для ручной клади правила пересмотрели.
Сегодня формулировка такова: пассажир нижней полки имеет преимущественное право на нижнее место для багажа, верхней - на верхнее. Если конструкция вагона предполагает только нижнее или верхнее место для багажа, все пассажиры имеют равные права независимо от занимаемой полки.
Изменятся ли правила из-за верхних столиков - пока неизвестно. Главное, что окончательные решения принимает Минтранс, а согласование таких нововведений может занимать годы.
