пасмурно+3°CСамара
$$ 78.23 -0.02
Доллар на 29.11
90.82 +0.03
Евро на 29.11

Зачем в самолетах используют бумагу на полу туалета: объяснение физики и технологий

8 октября, 01:10
В авиации существует распространённое явление - пассажиры, посещая туалет, могут заметить, что на полу лежит листок бумаги.
Зачем в самолетах используют бумагу на полу туалета: объяснение физики и технологий

Это вызывает вопросы: зачем он туда кладётся? Неужели это просто случайность или ошибка? На самом деле, подобные действия связаны с особенностями работы систем удаления отходов в самолётах и физическими законами, которые действуют в условиях полёта.

До 1960-х годов на пассажирских самолётах использовались открытые системы утилизации отходов. В таких конструкциях фекалии выводились прямо за борт воздушного судна через специальные клапаны, установленные в трубе унитаза. Подобная система напоминала туалеты старых советских поездов, но отличалась наличием механизмов, предотвращающих разгерметизацию кабины при сливе. При этом существовал риск, что отходы могли попасть на землю, а в некоторых случаях действительно падали рядом с людьми, находившимися на земле. Сегодня такие системы не применяются - их заменили более безопасные и гигиеничные закрытые системы.

Современные самолёты оснащены вакуумными туалетами, работающими по принципу всасывания. При нажатии кнопки «Flush» создаётся разрежение, которое приводит к тому, что содержимое унитаза и, возможно, легкие предметы, оказавшиеся поблизости, засасываются в специальный бак, расположенный под унитазом. После посадки самолёта специальная машина с гофрированным шлангом подключается к фюзеляжу и выкачивает все содержимое. Этот процесс обеспечивает чистоту и комфорт в кабине, а также исключает экологические риски.

Однако возникает вопрос: откуда берётся необходимый вакуум? На высоте более 5 километров разряжение окружающего воздуха позволяет использовать естественную разницу давлений. Для этого в обшивке самолёта предусмотрено специальное отверстие, обычно расположенное в правой части фюзеляжа. Оно соединяется с баком через водоотделитель и обеспечивает доступ к внешнему воздуху. Кроме того, рядом с этим отверстием находится обогреваемый сливной насадок, предназначенный для удаления воды из умывальников. Важно отметить, что вода из раковин, в отличие от биологических отходов, всё ещё сбрасывается за борт даже на современных лайнерах.

Когда самолёт находится на земле или на высоте ниже 5 км, естественного разряжения недостаточно. В таких ситуациях включается вакуумный генератор - специальное устройство, создающее искусственный вакуум. При нажатии на кнопку слива генератор работает около 15 секунд, создавая мощную тягу, которая удаляет содержимое унитаза. Однако из-за силы всасывания могут быть затянуты и лёгкие объекты, находящиеся вблизи - например, салфетка или листок бумаги, который случайно оказался на полу.

Физика этого процесса проста: любой поток воздуха стремится переместиться из области высокого давления в область низкого. Когда человек нажимает кнопку слива, образуется «утечка», и воздух внутри кабинки стремится заполнить её. В результате возникает тяга, способная притянуть даже лёгкие предметы. Такие случаи часто попадают в социальные сети, где они воспринимаются как забавные или странные.

Система автоматически определяет, когда необходимо включать вакуумный генератор, а когда достаточно естественного разряжения. Это делается с помощью датчиков давления, установленных в корпусе самолёта. Они постоянно контролируют уровень разрежения за обшивкой и передают данные на центральный контроллер. Эта информация также отображается на FAP - передней панели старшего бортпроводника, позволяя персоналу следить за работой туалетной системы. Таким образом, использование бумаги на полу туалета не является случайностью, а результатом взаимодействия физических законов и технологических решений, обеспечивающих эффективную и безопасную работу самолёта.

По материалам Дзен-канала «Hi-Tech Mail».

Нет комментариев. Ваш будет первым!