Вера в силу живописи: в Самаре показали картины советского классика
Венир Кныжов родился 2 ноября 1930 года в селе Горки Владимирской области. В 1941-м семья будущего художника переехала в Куйбышеве. В 1956-м Кныжов окончил Пензенское художественное училище имени Савицкого. Затем учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. После его окончания вернулся на берега Волги.
В Куйбышеве Кныжов долго работал в художественном фонде. Он был одним из основателей вечерней художественной школы, позже преобразованной в детскую художественную школу №1. Также преподавал в художественном училище, был доцентом кафедры рисунка, живописи, скульптуры Куйбышевского инженерно-строительном институте имени Микояна. Одновременно с преподаванием активно писал, участвовал во всесоюзных, республиканских, зональных, зарубежных выставках.
Выставка памяти объединила созданные за большой период работы разных жанров: от этюдной до станковой живописи, от портретов до пейзажей и натюрмортов. Обилие произведений малого формата, многие из которых были написаны на пленэре, задают почти домашнюю атмосферу экспозиции, позволяя заглянуть в творческую мастерскую художника, ушедшего из жизни в 2005 году.
Творческий путь Кныжова был отмечен глубинным и постоянным поиском. В портретах он запечатлел современников, погруженных в себя, наделенных внутренним достоинством и спокойствием. Важное место в его искусстве занимала тема Великой Отечественной войны, которую он, как художник-шестидесятник, раскрывал не через батальные сцены, а через эмоциональное состояние. Его безымянные солдаты и партизаны, написанные в суровой, сдержанной палитре, передают всю глубину народной трагедии.
Кныжова вдохновляла природа - от любимых волжских просторов, Молодецкого кургана и Бахиловой поляны, где он черпал лирические мотивы, до сурового величия Кавказа и ярких впечатлений от творческих поездок в Болгарию.
- Венир Кныжов воспринимал искусство как призвание, а к творческому процессу относился с большой серьезностью и ответственностью, - говорят организаторы выставки. - Он навсегда остался в истории самарского искусства как мастер, безоговорочно веривший в этическую и эстетическую силу живописи. Эта внутренняя позиция находила отклик и в его педагогической деятельности. Он стремился передать ученикам не только техническое мастерство, но и понимание того, что подлинный художественный язык рождается только из глубоких личных размышлений и неустанной работы над собой.
Выставка продлится до 6 декабря. Вход свободный.
